Вы здесь

Давайте посчитаем!

Разработка проекта санитарно-защитной зоны для промышленного предприятия вопрос не праздный. Без разрешения Роспотребнадзора под вопросом оказывается сам факт промышленного производства. Как рассчитывается санитарно-защитная зона и как разрабатывается соответствующий раздел проекта, об этом наш сегодняшний материал.
Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, должна устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Для действующих предприятий нефтепереработки, групп предприятий и промышленных узлов, расположенных на территории России, вопрос обоснования и установления ориентировочных размеров и границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) осуществляется на основе разработки проекта СЗЗ и его поэтапного согласования на региональном и Федеральном уровне органов Роспотребнадзора РФ.
Установление размеров санитарно-защитных зон осуществляется согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция), который определяет состав и объем проекта СЗЗ, нормативные требования и условия, предусматривающие возможность изменения установленных размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, среди которых наиболее жесткие требования предъявляются для объектов и производств I и II классов опасности, к которым отнесены предприятия нефтепереработки (I класс).
Границы действующей санитарно-защитных зон большинства промышленных предприятий республики Башкортостан устанавливались и утверждались еще в советский период, и в настоящий момент, ввиду сложившейся градостроительной ситуации, не отвечают требованиям, предъявляемым действующими нормативно-правовыми актами и санитарными правилами. В частности, в границах действующих СЗЗ могут быть расположены территории с нормируемыми показателями качества среды обитания, включая жилую застройку, что создает основания для пересмотра существующих размеров СЗЗ. Наш проектный институт успешно разрабатывает проекты расчетных СЗЗ, в которых дается соответствующие обоснования уменьшения существующих размеров СЗЗ до расчетных (предварительных) с учетом достаточности запланированных природоохранных мероприятий на перспективу и совокупного воздействия на окружающую среду ряда показателей и негативных факторов:
• по оценке уровня загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ и селитебной территории на основе проведенных расчетов рассеивания на существующее положение и перспективу с учетом запланированных природоохранных мероприятий, климатических и рельефных особенностей района расположения предприятия, а также сложившегося фонового техногенного загрязнения атмосферного воздуха;
• по оценке уровня физического воздействия от источников шума;
• по оценке воздействия на водную среду;
• по оценке деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, включая промышленные отходы.
На основе оценки воздействия выбросов предприятия на качество атмосферного воздуха при существующем положении выявляется приоритетный перечень загрязняющих веществ и источников выбросов, для которых с целью достижения гигиенических нормативов на границе расчетной санитарно-защитной зоны и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном населенном пункте разрабатываются перечни природоохранных мероприятий (технических, организационных, планировочных), направленных на сокращение негативного воздействия на среду обитания и обеспечивающих сокращение совокупной зоны сверхнормативных воздействий.

Разработка проекта предельно допустимых выбросов

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося или проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.
Целью нормирования выбросов загрязняющих веществ от объекта, от которого они поступают в атмосферу, является обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы, а также условия непревышения показателей предельно допустимых (критических) нагрузок на экологическую систему и других экологических нормативов.
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха как максимальный выброс (данного источника), не приводящий к нарушению гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Проект ПДВ включает в себя:
• параметры источников выбросов загрязняющих веществ;
• перечень вредных веществ, подлежащих нормированию на существующее положение и с учетом плана перспективного развития предприятия;
• расчет категории опасности предприятия;
• расчеты рассеивания загрязняющих веществ от основной площадки в приземном слое атмосферы с применением УПРЗА «Эколог», версия 3.1 фирма "Интеграл";
• предложения по установлению нормативов ПДВ в целом по предприятию на существующее положение и с учетом перспективы.
Проект ПДВ в установленном законом порядке должен получить экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и пройти процедуру согласования в территориальном управлении Росприроднадзора.