Вы здесь

Навстречу международным стандартам

Проектный институт «Газонефтехимпроект» успешно завершил процедуру сертификации системы менеджмента качества. Оценку соответствия СМК ООО «Проектный институт «ГНХП» требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 проводила ведущая российская сертификационная компания «САИ ГЛОБАЛ ЕВРАЗИЯ», являющаяся представителем международного органа по сертификации “SAI GLOBAL LIMITED”. Компания «САИ ГЛОБАЛ ЕВРАЗИЯ» имеет большой опыт работы в области менеджмента и сертификации предприятий и компаний различных отраслей промышленности, в том числе, связанных с проектированием зданий и сооружений, как в России так и в странах ближнего зарубежья.

Для справки: семейство стандартов ИСО 9000 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация нуждается в демонстрации своей способности предоставлять продукцию, удовлетворяющую требованиям Заказчика и соответствующих регулирующих (нормативных) требований.

Теперь, когда международный сертификат получен и занял почетное место на информационной доске и официальном сайте Проектного института, о вопросах разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 мы побеседовали с директором Проектного института «Газонефтехимпроект» Зиннуром Харрасовым.

- Зиннур Минигалиевич, зачем проектному институту международный сертификат?
Сертификат на систему менеджмента качества демонстрирует Заказчику, что компания нацелена на постоянное улучшение
Сертификация системы – современное требование рынка. Надо стремиться жить красиво. Если мы хотим дружить с Европой и пытаться жить на их уровне, следует начать, по крайней мере, с выполнения международных стандартов. Европейские партнеры, и не только они, требуют от экспортирующих предприятий выполнения требований ISO 9001. Хочешь с ними работать, сертифицируй предприятие по ISO 9001, т.е. докажи способность выпускать продукцию на стабильном уровне качества, и, что качество на твоем предприятии управляемо.
Сертифицированные по ISO 9001 компании рассматриваются как лидеры в своем индустриальном секторе и тем самым имеют маркетинговое преимущество при участии в тендерах и при заключении контрактов.
Исходные принципы нашей работы изначально предполагают долгосрочные постоянные связи с Заказчиком, а такая долгосрочная связь возможна лишь в том случае, если мы сумеем создать условия для гармоничного удовлетворения всех заинтересованных сторон: Заказчика, сотрудников проектного института, собственника.

- Как я понимаю процесс отлаживания системы менеджмента качества при Вашем подходе долгосрочный. Как проходил процесс подготовки к сертификации? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Процесс разработки, внедрения и получения сертификата занял у нас чуть более полугода и проходил в несколько этапов: проведение оценочного аудита, т.е насколько организация на тот момент соответствовала требованиям международного стандарта; определение и разработка необходимой документации; проведение внутренних аудитов; приведение деятельности организации к требованиям стандарта, затем предварительный аудит внешним органом по сертификации, устранение несоответствий и сертификация системы менеджмента качества.
Учитывая совсем небольшой срок существования Проектного института, можно сказать, что практически с рождения мы создавали систему менеджмента качества. Ведь построение системы - это комплекс мероприятий, позволяющий дополнить и в определенной степени заменить традиционные экономические и технологические методы управления на принципы менеджмента качества.
Управление качеством на предприятии включает в себя все цели, всех сотрудников, все виды деятельности, все процессы и все средства, которые направлены на обеспечение удовлетворительного уровня качества выпускаемых проектов. На практике это означает, что никто из сотрудников не остался в стороне. Система регулирует ответственность и полномочия, а также определяет, какая деятельность и как должна осуществляться, и как различные методы и процессы должны состыковываться друг с другом.
Одним из основных элементов контроля качества проектно-сметной документации, разрабатываемой институтом является проведение совещаний, на которых систематически анализируются итоги работы по обеспечению необходимого качества проектной документации, а также разрабатываются мероприятия по устранению выявленных несоответствий. На совещаниях подробно рассматривается каждый проект, находящийся в стадии разработки, решаются вопросы устранения имеющихся упущений, ставятся задачи и принимаются решения направленные на повышение качества проектов. Рассматриваются замечания по проектам, выявленные в процессе проектирования, а также полученные от заказчиков по выпущенным проектам. При этом отмечаются проекты и разделы проектов, выполненные на высоком техническом уровне, учитываются предложения исполнителей, направленные на повышение качества разрабатываемых проектов.

- Возникает вопрос: хорошо, все получили сертификаты, что дальше?
- А дальше опять подсказывает мировая практика. Система менеджмента качества - это прежде всего система. Упустишь какой-то элемент, все качество конечной продукции становится зависимым от сугубо случайного фактора.
Внедряя или развивая систему качества, мы получаем следующие преимущества:
- улучшение контроля и порядка в организации
- больше данных для принятия правильных решений руководством
- улучшение взаимодействия между подразделениями
- меньше ошибок в работе сотрудников
- правильное распределение обязанностей и ответственности.
Внедренная система позволяет проводить мониторинг и получать ответы на такие вопросы как:
- какое количество замечаний и пожеланий заказчика поступило по каждому проекту;
- каковы основные причины появления несоответствий в разрабатываемых проектах.
- доволен ли нами заказчик в целом.
Искусство управления представляет собой умение принимать правильные решения в правильный момент. Решения нужно принимать на основе фактов, а не эмоций. Факты - это статистика и данные. Если нет нужных данных - нет правильных решений
Самое главное в системе менеджмента качества - это когда организация работает как хорошо отлаженная машина.